ДУХОВНЫЙ ФЕНОМЕН: УЧЕНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО В СВЕТЕ СУФИЗМА
Продолжение. Начало в №13.
Осенью 1907 года Л.Н. Толстой получил из Калькутты (Индия) письмо и книгу. Их прислал один из потомков основателей популярного на Индостанском полуострове и в Иране суфийского тариката Сухравардийя Абдуллах ал-Мамун Сухраварди. Он был не только наставником-учителем этого тариката, но и являлся доктором философии, известным юристом и издателем журнала The Light of the Word.
Полученная Львом Николаевичем от индийского потомственного суфия книга была сборником хадисов (изречений Пророка Мухаммеда и преданий о его поступках), собранных Сухраварди под названием The Sayings of Mohammed.
11 ноября 1907 года Толстой сделал в своем дневнике запись о чтении этой «интересной книги». 20 ноября Лев Николаевич послал ответное письмо Сухраварди, в котором написал: «Я просмотрел книгу и использую ее для второго издания моей книги «Круг чтения», в которой я поместил много очень глубоких и религиозных изречений вашего Пророка». 19 хадисов из этого сборника позже Толстой поместил в свою книгу «На каждый день».
В 1910 году в серии «Замечательные мыслители всех времен и народов» московским издательством «Посредник» была выпущена книга под названием «Изречения Магомета. Избраны Л.Н.Толстым». Эта книга сразу же стала библиографической редкостью, она ни разу не переиздавалась ни в царское, ни в советское, ни в постсоветское время и лишь спустя почти столетие в 2008 году появилась на свет в издательстве «Диля».
В предисловии к этому сборнику хадисов, избранных Толстым, читаем: «В Индии составлена Абдуллахом Сухраварди книга изречений Магомета. Эпиграфом книги стоит стих Корана: «Они хотят своим дыханием затушить свет Божий. Но Бог усовершенствует Свой свет, как бы ни было противно неверующим людям». Печатаемые в русском переводе извлечения из этой книги выбраны Л.Н. Толстым, как содержащие в себе наиболее общие всем религиозным учениям истины».
Интересно посмотреть, какие же «наиболее общие всем религиозным учениям истины» обнаружил Лев Николаевич в хадисах Пророка Мухаммеда, на которых фокусируются все суфийские тарикаты.
В предисловии к книге «Изречения Магомета…», которое подписано инициалами Н.Г. с припиской «Под редакцией Л.Н.Толстого» отмечается, что сущность ислама «состоит в том, что Бог один, и потому не следует кланяться многим богам, что Бог милосерд и праведен…что все земное проходит и исчезает; только Бог существует вечно. Любовь к Богу – в молитве, в помощи и прощении… Познав истинного Бога, люди должны стараться устранять все то, что способствует развитию страстей в человеке».
Приведенная цитата является составной частью «идейно-духовной платформы» тарикатов, которым следовали суфии - современники Толстого и следуют им единоверцы в наше время.
Из множества изречений Мухаммеда, избранных Толстым, приведем некоторые, чтобы понять, почему великий русский мыслитель акцентировал свое внимание именно на них. Вот, например:
«Никто не может быть истинно верующим, если он не желает своему брату того же, чего желал бы себе… Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Сопоставим этот хадис с толстовскими словами из труда «Что такое религия и в чем сущность ее?», в котором он пишет: «Закон и пророки, т.е. все книги, считавшиеся священным писанием, сводятся только к тому, чтобы поступить с ближними так же, как хочешь, чтобы поступали с тобою…Так как все люди - братья и равны между собой, то каждый должен поступать с другими, как он хочет, чтобы поступали с ним». В указанной работе Лев Николаевич неоднократно и в разных вариациях касательно различных верований повторяет данную формулу, подчеркивая этим ее значимость для духовной сущности человеческой личности.
Если объединить все сочинения Л.Н.Толстого религиозной тематики в один супертом, то в виде введения к нему следовало бы обозначить вышеуказанный его труд, многие положения которого перекликаются с «Изречениями Магомета», а также с высказываниями суфийских подвижников прошлого и настоящего.
Лев Николаевич неоднократно подчеркивает, что Священные Писания разных народов вещают об одной Истине, посредством которой поддерживается извечная связь между Бесконечностью и человеческой личностью. Действительно, Истина одна и дорогу к алкающим сердцам и ищущим умам находит Она.
В сравнительно-аналитическом плане представляется целесообразным сопоставить еще некоторые цитаты и выражения.
Толстой включил в сборник «Изречений…» следующие слова пророка Мухаммеда: «Бог ничего не создал лучше разума, - ничего более совершенного и прекрасного; блага, какие Он дает людям, Он дает ради него; от разума же происходит и понимание Б-га».
В толстовском труде «Что такое религия…» читаем: «Истинная религия есть такое согласное с разумом и знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его поступками… И потому религия всегда была и не может перестать быть необходимостью и неустранимым условием жизни разумного человека и разумного человечества…Ни один разумный человек не может жить без религии, потому что только религия дает разумному человеку необходимое ему руководство. Разумный человек не может жить без религии именно потому, что разум составляет свойство его природы». А вот для сравнения суфийский вопрос-постулат:
«Разумом, душой, чувством как можно познать Творца? Если бы Сам Создатель не открыл разуму путь для познания, то откуда человек узнал бы о Божественности?»
В некоторых мусульманских странах суфиев преследовали и власти, и официальные религиозные институты. Происходило это потому, что оригинальная и продвинутая суфийская мысль не вписывалась в насыщенные примитивной догматикой и даже суеверием менталитеты правящих элит и чиновников от духовенства. То же самое произошло и с учением Л.Н.Толстого. Его не поняли или не приняли те же силы в христианской России, «коллеги» которых в исламском мире отвергали «неудобных» суфиев. В Российской империи Толстого отлучили от церкви, а в Арабском халифате с Халладжем поступили проще – его «по традиции» казнили.
Суфийских подвижников то упрекали в излишней толерантности, потому что в их окружении нередко появлялись иноверцы, то обвиняли в «предательстве исламских интересов», ибо их проповеди и дела порой противоречили «генеральной линии» местного духовенства, которое обычно «тесно дружило» с властями.
В частности, не всем нравилось то обстоятельство, что некоторые известные суфийские наставники (муршиды), учителя (устазы) и старейшины (шейхи) признавали своими духовными предтечами мыслителей и подвижников прошлого, живших в разные эпохи и принадлежавших к различным народам, которых вряд ли можно отнести к исламским нациям.
В частности, титулом «первый учитель» в суфийской среде был наделен Аристотель, великим учителем называли аль-Араби из Испании, а вторым учителем считали аль-Фараби или аль-Хорезми из Центральной Азии.
Нередко суфийские наставники имели в своих учениках (саликах) или послушниках (муридах) христиан и иудеев. Одним из таких наставников был известный мусульманский средневековый мыслитель и поэт Джалал эд-Дин Руми, которому принадлежит следующее удивительное выражение: «Мы пришли из мира беспредельного, но принадлежим миру предельному: закрой дверь во второй и открой – в первый!»
Руми, наряду с некоторыми другими мусульманскими поэтами-мистиками, такими как Джами и Увайси, считается зачинателем особого направления в суфизме, в котором центральное место занимает воспевание любви к Богу. Именно этой любви посвящена его шеститомная поэма «Маснави» (Поэма о скрытом смысле), строками которой восхищаются по сей день ценители поэзии во всем мире, включая людей, весьма далеких от ислама и суфизма.
Тема любви творения к Творцу и Творца к творению всегда занимала и занимает важное место в учении суфизма. Эта взаимная любовь непосредственно связывает Создателя и человека, в котором присутствует частица Божественного Духа.
Кроме того, любовь имеет и другой план: она связывает и разных людей, сотворенных по единой воле Всевышнего.
Именно о любви, имеющей такие корни и свойства, говорится в коранических словах и хадисах Пророка ислама, приведенных Толстым в своем сборнике:
Любите ли вы своего Создателя? Если да, то любите прежде всего людей, своих собратьев».
Лев Николаевич неоднократно напоминает в своих работах о необходимости подобной любви: Бог любит людей, а люди должны любить Творца и друг друга. Эта любовь является одним из важнейших атрибутов, присутствующих в основных положениях мировых религий, которые по принципиальным позициям сходятся друг с другом. Об этом Толстой пишет в вышеупомянутом труде следующее: «Истинная религия будет та, основные положения которой сходятся с основными положениями всех других больших религий (брахманизма, конфуцианства, иудаизма, буддизма, магометанства). Положения эти в том, что есть Бог, начало всего; что в человеке есть частица этого божественного начала: для увеличения этого начала человек должен подавлять свои страсти и увеличивать в себе любовь».
У знаменитого суфийского поэта-подвижника Фаридудина Аттара есть потрясающее по своей глубине произведение под названием «Парламент птиц». Оно завершается тем, что из множества птиц, полетевших искать Истину в виде легендарной волшебной небесной птицы, в финале остается только тридцать пернатых. Они в далеком лесу на краю света обнаруживают предмет своих поисков под именем Симург (с персидского – тридцать птиц), который оказался их собственным отражением.
Может быть, искателям истин нет смысла отправляться в запределье, может быть, достаточно почаще и заинтересованно заглядывать в Священные Писания и нетленные труды великих мыслителей-учителей человечества, таких как Лев Николаевич Толстой…
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий